Блокчейн, ресайклинг и revenge buying – чем нас удивит высокая мода в 2022 году
Непонятные слова всё чаще становятся трендами, причём основные – виртуальная реальность, показы кутюрье в Метавселенных стали реальностью, затмив Матрицу. Модельеры поняли, что вложения в технологии дешевле вложения в швей, при этом они «на волне». ЭКО и минимизация вреда природе новый лозунг, особенно, когда покупатели готовы раскошелиться.
Поколение Z и экологическая истерика изменят модный мир
Настоящие экологи (не доморощенные Греты Тунберг и иже с ней) заявили, что, несмотря на усилия, объём вторичной переработки текстиля, содержащего ПЭТ-отходы, не достиг уровня в 10%. Добавление полиэстера разрывает цепочку вторичного использования.
Пластиковые бутылки можно делать бесконечно, а отходы высокой моды плывут в Россию по соглашению об утилизации, но об этом ниже.
Поколение Z («зумеры») при этом настолько сосредоточилось на «защите от окружающей среды», что европейские производители запустили технологии блокчейна. Теперь уважающий себя производитель вшивает в одежду информацию о чистоте бренда (борьба с контрафактом) и прозрачную картину всей цепочки поставок, от сырья до прилавка.
В Европе тавро на бутике с надписью «No code – fake», пока уголовно не наказуемо, но продавцов сильно раздражает. По мнению компании McKinsey (консалтинг) и Business of Fashion в 2022 г. подавляющее большинство производителей начнут применять блокчейн-технологии, чтобы повысить ценность бренда. Одновременно две трети европейских домов моды реализуют «умный» ресайклинг, предложив покупательницам вернуть надоевшие вещи за небольшое вознаграждение или скидку. Рациональное зерно есть, в цифровой метке зашита точная информация о составе ткани, что серьезно упростит вторичную переработку.
Один из трендов 2022 года – экологически чистая индустрия, в том числе высокой моды, станет главенствующим в борьбе за покупателей из поколения Z.
Метавселенные предрекают крах лакшери и подстегивают «revenge buying»
Двухлетний кризис закончился в декабре 2021 г. Китай в январе 2022 г. вышел на доковидный уровень продаж. Причина – отсутствие проблем глобальной логистики. Они будут решены, и сначала США, а потом и Европа быстро нарастят объемы продаж.
Причина в «revenge buying» («шопинг-реванш»). Это общемировой тренд, уже проявившийся в России на новогодних каникулах. Механизмы онлайн мониторинга показали, что с 1 по 15 января россияне купили текстиля на 12% больше, чем за аналогичный период предыдущего года.
Покупатели соскучились по шопингу и будут в 2022 г. тратить на гардеробы намного больше, чем запланировали. Признак устойчивости тенденции – изменение структуры спроса. Выросло число чеков (количество вещей) при снижении средней суммы чека, опять же при почти нулевых позициях в люксовом сегменте.
Поддержка отложенному спросу (так revenge buying называется в российской статистике) внезапно пришла со стороны виртуальных метавселенных. В 2020-м среднее экранное время поколения Z было 8 часов, Next 6 часов 45 минут, в 2021-м 9 часов 15 минут и 7 часов 10 минут соответственно. Одновременно доходы этой группы населения выросли, платежеспособность значительно превышает уровень среднестатистического (работающего) покупателя. Поэтому выбор производителей модной одежды предопределен.
В 2020 году некоторые Дома моды устроили революцию, организовав онлайн показы без зрителей. Через год «новинка» устарела, поскольку виртуальные показы мод стали по-настоящему виртуальными (не тавтология). После нескольких экспериментов в течение года состоялись первые презентации в сегменте Haute Couture, лакшери и Прет-а-порте́. Результат – коллаборации модных домов с игровой индустрией метавселенных, в которых виртуальные персонажи платят модельерам вполне реальные деньги за виртуальные наряды. Стоимость реального наряда зашкаливает, но этого не поймут обычные люди. Для Z и N, проводящих в «среде видений» времени больше, чем во сне, купить что-то для одеяния виртуального персонажа это норма.
Простой пример – видео показа, любой из которых можно заказать. Предоплата за детальное рассмотрение, виртуальную примерочную кабину, выбор цвета, подгонка под фигуру и уникальный цифровой код (тот самый блокчейн).
При создании коллекции ни одной швеи не пострадало. Экология рулит. Здесь покупка виртуального наряда за реальные деньги и никакого ресайклинга.
Учитывая синергию виртуальных игровых платформ с Инстаграмом крах сегмента лакшери более чем ожидаем. Фото «звезды» в фантастическом наряде обойдется ~7-12$, плюс 10$ в любом интерьере. Можно оформить предварительный заказ, примерить сногсшибательное платье и наложить фильтрами дату, время и обстановку.
Не стоит забывать про экологию, которая в 2022 г. во главе угла. Покажите подписчикам цифровую метку, фото из кабинки для примерки (виртуальной) и утром проснётесь знаменитой.
И ещё один тренд. Оператор утилизации отходов высокой моды из Италии открыл сеть магазинов «Секонд-хенд». Пока это только Краснодарский край, но вполне вероятно, что в тренде 2022 г. будет покупка россиянами того, что итальянцы пытались утилизировать на территории России. Так что спешим за обновками. В Интернет, чтобы примерить то, чего нет, или в секонд-хенды, где можно с выгодой прикупить капсульные коллекции Домов моды из Европы.