Война по всем фронтам
Правительство определилось с комплексом мер по борьбе с контрафактными товарами и товарами, незаконно находящимися в обороте. Соответствующий документ был опубликован на сайте правительства 5 апреля. К его реализации планируется привлечь большинство российских ведомств — от Минпромторга до ФСБ. Участники рынка говорят, что конкретные механизмы реализации стратегии пока не очевидны.
На каких группах товаров эти меры скажутся в первую очередь и стоит ли покупателям ждать роста цен?
От армии до народных промыслов
План первоочередных мероприятий по борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции был опубликован на официальном сайте правительства 5 апреля. Сама стратегия была принята в декабре 2016-го и рассчитана на срок до 2020 года. Под ее действие попадает продукция, присутствие которой на рынке нарушает интеллектуальные права правообладателей (контрафакт), а также продукция, которую сопровождает заведомо ложная информация о составе и месте производства (фальсификация).
План первоочередных мероприятий по ее реализации был внесен Минпромторгом, однако в действительности подразумевает участие практически всех российских министерств и ведомств. Так, на разных этапах в правительственной кампании по борьбе с контрафактом должны принять участие, помимо Минпромторга, Минэкономики, Росимущество, Роспотребнадзор, ФАС, ФТС, а также силовые ведомства — ФСБ, МВД и Минобороны.
Ожидается, что стратегию поддержат и за пределами России – так, к ней должны присоединиться страны — участницы ЕАЭС: Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. С этими странами планируется подписание отдельного межправительственного соглашения.
Фронт борьбы также планируется широкий — в тексте упоминаются и продукты питания, и топливо, а также изделия, необходимые для изготовления военной и специальной техники и даже «продукция народных художественных промыслов».
Силами ФСБ и Минобороны
В списке предусмотренных мер – совершенствование законодательства, координация усилий различных государственных ведомств, органов самоуправления и общественных организаций, внедрение специальной системы государственного мониторинга и развитие международного сотрудничества в этой сфере.
Начать планируется с облегчения процедуры уничтожения товаров, незаконно оказавшихся на рынке. Этим уже во втором квартале 2018 года займутся Минпромторг, Минэкономики, Росимущество и Роспотребнадзор. В дальнейшем, согласно документу, расходы на утилизацию должны будут возмещать производители фальсификата.
В третьем квартале в борьбу вступят Минобороны, ФСБ и МВД, которые совместно с Минпромторгом займутся теми, кто производит, заказывает или доставляет изделия, необходимые для создания военной и специальной техники. Специально для учета нелегальных участников этой части рынка планируется создать единый реестр.
Также до конца года Минпромторг, Минэкономразвития, Минкомсвязь и Роспотребнадзор займутся разработкой предложений по борьбе с торговлей незаконными товарами в Сети, а Минпромторг, Минкультуры, МВД, Роспотребнадзор и ФАС начнут готовить предложения по борьбе с подделками изделий народных художественных промыслов. Кроме того, ожидается введение внеплановых проверок производителей (включая частные лица и ИП), которые оказались под подозрением, и анализ цен для усиления контроля за таможенной стоимостью импорта.
Экспресс-тест для топлива и экзамен для продуктов
Уже этой весной, если верить тексту документа, в Госдуму могут внести предложения по внедрению новых инструментов для борьбы с контрафактным топливом. Если его происхождение после проведения экспресс-теста вызовет у специалистов вопросы, то его реализацию можно будет приостановить до завершения всех необходимых лабораторных исследований.
Более тщательные исследования ждут некоторые продукты питания. Так, к концу 2019-го Евразийская экономическая комиссия может разработать новые стандарты для подтверждения происхождения некоторых пищевых продуктов. В том числе планируется добавить методику определения видового состава отдельных компонентов некоторых из пищевых продуктов, а также методики, позволяющие проверить соответствие продуктов официально заявленному составу и региону происхождения.
Совершенствование методик контроля ингредиентов особенно актуально при проведении экспертиз состава мясной продукции, рассказал заместитель руководителя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Максим Синельников.
«У нас, допустим, сегодня не определяется количественно, сколько может быть в продукте технически не устранимых ингредиентов. Предположим, при исследовании докторской колбасы обнаруживают ДНК птицы. Может показаться, что производитель просто ввел потребителей в заблуждение, использовал более дешевое сырье вместо свинины или говядины. Но надо учитывать, что любой мясопереработчик работает с разными видами сырья, соответственно следы ранее использованного сырья в любом случае неустранимы. Существующие методики имеют очень высокую чувствительность на уровне 0,001%. Полностью отмыть от них оборудование можно только с помощью соляной кислоты, но это опасно и для тех, кто работает на производстве, и для тех, кто будет потреблять конечный продукт в пищу», — пояснил он.
Работа с населением
Отдельного упоминания в сопроводительном документе удостоилось формирование у населения «нетерпимого отношения к потреблению промышленной продукции, находящейся в незаконном обороте». На этот счет у авторов стратегии большие планы.
Так, среди перечисленных в тексте документа мер — ведение постоянной кампании на сайте Роскачества (не менее 15 уникальных материалов в месяц, уточняют авторы документа), направленной на повышение грамотности потребителей в этих вопросах, а также создание специализированного СМИ и «подготовка предложений об организации регулярной телевизионной передачи на телеканале «Россия-1» о качестве потребительских товаров», а также создание специального приложения, с помощью которого покупатель сможет проверить продукцию на контрафакт.
Приступить к реализации этих пунктов планируется уже весной.
Маркированные макароны
Но одним из ключевых моментов в борьбе с контрафактом, согласно стратегии, должна стать повсеместная маркировка товаров. Ранее сообщалось, что ввести ее повсеместно в России планируется к 2024 году.
Над этим проектом в Минпромторге работают уже давно. Сегодня в России уже действуют системы по маркировке изделий из меха (опубликованная стратегия предполагает внесение в соответствующий закон обновлений и изменений), а также табачной продукции и лекарств. В январе стало известно, что летом в России может начаться эксперимент по маркировке обуви.
Накануне, 5 апреля, «Ведомости» сообщили, что Минпромторг еще в конце марта предоставил правительству письмо с подробным перечнем товаров, которые предлагается маркировать в первую очередь. В их число вошли, помимо прочего, духи, шины, предметы одежды, постельное белье, бытовая химия, а также отдельные категории продуктов питания. Например, чай, кофе, консервы, мясная и рыбная продукция, молочные продукты, детское питание, рис и макароны.
Согласно опубликованной правительством стратегии, в апреле в России планируется установить правовые основы этой процедуры. Производителям, которые примут участие в пилотном проекте по маркировке товаров, могут предложить налоговые льготы, которые Минфин, Минпромторг, а также «заинтересованные федеральные органы исполнительной власти» разработают во втором квартале 2018 года.
«Много вопросов, ответов нет»
Эксперты расходятся во мнении относительно того, повлияет ли введение маркировки и борьба с контрафактом в целом на стоимость товаров для потребителей, но сходятся в том, что достаточно ясности в том, как будет работать система, пока нет.
О том, что маркировка вряд ли повлияет на уровень цен, рассказал глава Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов.
«Маловероятно, что это каким-то образом скажется на ценах, потому что те варианты маркировки, которые предлагается использовать, практически ничего не стоят в отличие от той, которая используется при маркировке меха. В данном случае это QR-код, который печатается при производстве товара в любом случае, поэтому затраты минимальны», — пояснил эксперт.
В то же время, по его словам, стратегия по борьбе с контрафактом и проект по маркировке товаров в меньшей степени затронет продовольственные товары, поскольку там чаще возникают претензии непосредственно к качеству продукции, а не к сопровождающей ее информации. Зато идея актуальна для сегментов рынка, где традиционно реализуется довольно много «серой» продукции — например, обувь или мех.
«Сама по себе идея пока малозатратна, почему бы нет? Другое дело, кто будет все это контролировать и какие предусмотрены наказания. Потому что технические регламенты и так устанавливают требования к качеству продуктов, но мы сплошь и рядом читаем, что молочные продукты, например, у нас не соответствуют заявленным требованиям», — заключил Андрей Карпов.
В свою очередь, и в Национальном союзе производителей молока, и в Национальной мясной ассоциации сообщили, что механизм реализации маркировки, а также стоимость ее внедрения пока неизвестны. Кроме того, она дублирует недавно введенную систему электронной ветсертификации.
«Уже сейчас есть закон о введении электронной ветеринарной сертификации с 1 июля, в том числе на готовую молочную продукцию. Конечно, введение двух параллельных систем – это избыточная нагрузка на производителей. Либо остается электронная сертификация, либо принимается компромиссное решение, например, о том, что по сырью нужна электронная сертификация, а для готовой продукции — маркировка по новой системе», — отметил председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко.
Но прежде всего, подчеркнул эксперт, нужно понимать себестоимость маркировки и то, насколько эффективно она позволит решать задачу по отслеживанию продукции (например, в ситуации, когда партию товаров требуется изъять из продажи). Сейчас, по его словам, такой ясности нет.
С ним согласен и заместитель руководителя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Максим Синельников. По его словам, к внедрению электронной ветеринарной сертификации готовились около трех лет, в то время как новости о возможной маркировке появились неожиданно, за консультациями к представителям ассоциации никто не обращался.
«Очень много вопросов, ответов нет. Если сейчас потребовать эту маркировку применять, это означает существенные издержки: нужны будут инвестиции в производство, нужно будет менять бизнес-процессы. Сколько это будет стоить, непонятно. Зато понятно, что потребуется оборудование по нанесению маркировки, которое надо будет встраивать в производственные линии», — отметил он.
Так что, по мнению эксперта, пострадать от новых требований в первую очередь может малый и средний бизнес.
«Надо сначала законодательные требования к производителям продукции привести в порядок, отделить зерна от плевел, а потом уже начинать думать над всем остальным», — призвал Максим Синельников.
https://iz.ru/729169/evgeniia-priemskaia/voina-po-vsem-frontam